ЗДОРОВЬЕ – ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. (ст. 64 п.1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации")
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хотя бы одной из этих структурных частей ведёт к утрате целого.
Поэтому работе по воспитанию и развитию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни в нашем детском саду уделяется особое внимание.
Первое условие, обеспечивающее укрепление здоровья воспитанников – это эффективное взаимодействие детского сада с семьёй, которого мы достигаем в процессе таких видов деятельности: информационно-просветительская работа (Вечер вопросов и ответов «О здоровье всерьёз», Газета ДОО с рубрикой «Будь здоров, малыш!», официальный сайт ДОО - страничка Айболита; буклеты, памятки, листовки («Наказывая, подумай, зачем!», «Чистота – залог здоровья!»), консультации и семинары («Закаляемся правильно», «За здоровьем в лес»); совместные проекты («Мама, папа, я – спортивная семья», «Наша Олимпиада», «Быстрые и ловкие»); а так же выявление лучшего семейного опыта по воспитанию здорового образа жизни.
Второе условие, способствующее укреплению здоровья воспитанников – это оздоровительные мероприятия. Закаливание повышает сопротивляемость организма к болезням: мытьё рук и лица холодной водой улучшает кровоснабжение внутренних органов и головного мозга – ребёнок становится бодрее, быстрее проходит усталость как физическая, так и психическая, улучшается настроение; правильное носовое дыхание – это надёжная защита от простуды «Поиграем с носиком» - комплекс упражнений для укрепления дыхательной системы.
При выполнении закаливающих процедур неукоснительно соблюдаются принципы: систематичности, последовательности и индивидуального подхода - любые закаливающие мероприятия должны вызывать положительные эмоции у детей.
Двигательная активность – непременное условие здоровья. Она сопутствует ребёнку постоянно: в игре, в бытовой деятельности, на прогулке. Гимнастика - утренняя и после дневного сна создаёт у детей хорошее настроение, поднимает мышечный тонус, повышает функциональную деятельность головного мозга. Чтобы сберечь зрение наших малышей мы несколько раз в день выполняем гимнастику для глаз.
Потребность растущего организма в кислороде более, чем в два раза превышает таковую у взрослых, поэтому с детьми мы стараемся гулять не менее 4 часов ежедневно. Под влиянием свежего воздуха не только повышается тонус нервной, дыхательной, пищеварительной систем, но и возрастает количество гемоглобина в крови. Основное время на прогулке дети проводят в движении. Подвижные игры – источник радостных эмоций. Оздоровительный бег и спортивные игры развивают выносливость, ловкость, внимание.
С целью повышения знаний детей о вкусной и здоровой пище, продуктах, дающих организму энергию, витаминах, мы разработали комплекс тем «Вкусно, полезно, здорово!».
Формируя у детей привычку к здоровому образу жизни, мы обращаем их внимание на значимость для организма человека правильного сна.
Смех - яркое выражение положительных эмоций, он обладает огромной целительной силой. Смех способствует развитию творческих способностей детей, креативного мышления, умения находить не стандартные решения. Ученые утверждают, что смех способствует улучшению иммунитета, так как во время смеха в крови снижается количество кортизола и адреналина – гормонов напряжения – и увеличивается количество Т-лимфоцитов, необходимых для борьбы с патогенными микроорганизмами.
Немаловажным условием для развития у детей здорового образа жизни является личный пример педагога. На протяжении пяти лет в нашем детском саду работает клуб «За здоровьем - в профсоюз!», в рамках которого организуются посещения бассейна, занятия аэробикой и прогулки на природу для сотрудников.
Воспитание у ребёнка потребности к здоровому образу жизни – это длительный процесс, в ходе которого он запоминает определённые «можно» и «нельзя», что в свою очередь становится частицей его «я» и внутренним убеждением.
Поэтому наш девиз в воспитании здорового дошкольника: